Яндекс.Метрика

Детские воспоминания о войне. Народная книга памяти

3 мая, 2017

На экране — черно-белые фотографии совсем небольших ребятишек с испуганными глазами. Они находятся в какой-то яме или окопе, а вокруг — люди в узнаваемой немецкой форме. Голос за кадром рассказывает о судьбе одной из ульяновских семей — Гавриила Ивановича и Галины Федоровны Мининых.

— Когда началась война, мне было всего три года. Мы жили в городе Ртищево Саратовской области. Мой папа — Федор Порфирьевич Бурюков — работал на железнодорожной станции, у него была «бронь», но все равно в феврале 1942 года он ушел на фронт добровольцем, — вспоминает с героиня документальной ленты — Галина Минина.

Самым страшным были авианалеты, однако немцы почему-то не бомбили саму станцию: снаряды падали за чертой города.

— После войны, году в 1948 — когда уже вернулся папа, — мы с мальчишками бегали к этим воронкам, оставшимся после снарядов. Они были заполнены водой, и мы из шпал делали плоты и — катались, — улыбается Галина Федоровна.

Другое яркое воспоминание ее детства — папина посылка, в которой были книги, цветная бумага, карандаши, карамельки в бумажной обертке, шоколадка и мед в бумажном стаканчике.

— Это было невиданное богатство для военного времени. Весь наш двор высыпал, чтобы посмотреть на такое чудо!

Оказывается, отец Мининой участвовал в прорыве блокады и во время перехода по «Дороге жизни» ушел под лед.

— Налетели немецкие самолеты, лед из-за бомбы треснул, и папа не успел добежать до берега. Сумел выплыть только потому, что занимался спортом. После этого случая он три месяца лежал в госпитале и вот оттуда-то прислал мне посылку в Ртищево.

Воспоминания ее мужа Гавриила Ивановича не менее интересны и трагичны. Их деревушку немцы заняли уже в ноябре 1941 года, Минину тогда было всего четыре года. Их семью — мать, сестренку и Гавриила — выселили в землянку, где мальчик чуть не умер от полиомиелита. Тогда мать решилась на отчаянный шаг — пошла в комендатуру, повторяя слово «кранк» (болезнь, больной). Ей удалось привести с собой немецкого фельдшера, и тот дал таблетки, которые в итоге спасли Гавриила.

— И все-таки немецкий врач спас русского мальчика. Это было милосердие по-немецки. Хотя в целом фашисты оставили о себе кровавую память. Отступая, они заминировали дома и строения, сады, огороды. Часть мин была изготовлена в виде детских игрушек. Стоило их потянуть или потревожить, и мина взрывалась. Вплоть до 1950 года взрослые и дети погибали от «подарков», оставленных нам немецкими солдатами, — рассказала автор фильма — Людмила Карпова.

Евгений Сафронов

Категория новости:

Новости оперативно узнаем в нашем телеграм-канале.